Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Испытательная таблица: настройка 

1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10

этому современная телевизионная техника решает эту задачу обходным, если можно так сказать, искусственным путем. Основным условием, позволяющим осуществить передачу по радио высококачественного изображения, является одна из особенностей нашего глаза.

ОСОБЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗРЕНИЯ

Вам никогда не приходилось наблюдать сильную грозу очень темной ночью? Вспомните - кругом непроглядная тьма и смутно, с трудом угадываются расплывчатые силуэты окружающей местности. Вдруг - яркая вспышка молнии, и перед Вами отчетливо возникают детали окружающих Вас предметов. Вы различаете их так же свободно, как в хороший ясный день.

Но ведь вспышка молнии длилась всего лишь тысячные, и даже меньше, чем тысячные, - миллионные доли секунды, и неужели за такое короткое время Вы успели что-нибудь увидеть? Нет, за эти ничтожные доли секунды, в течение которых Вам светила молния. Вы ничего подробно рассмотреть не могли: Вы рассмотрели замеченные Вами детали окружающих Вас предметов после... в темноте. Не удивляйтесь, именно в темноте, и Вам помог в этом Ваш глаз, который обладает способностью видеть предметы значительно большее время, чем он на них действительно смотрит. Ваш глаз при вспышке молнии запечатлел в себе увиденную им картину и сохранил ее достаточно долго для того, чтобы Вы могли ознакомиться с ее деталями. Эта способность нашего глаза, которую посправедливости можно назвать счастливой способностью , и использована техникой радиопередача изображения, т. е. техникой телевизионного вешания.

Чтобы пояснить, как используется отмеченная выше способность человеческого зрения, называемая в технике инерцией зрительного восприятия , рассмотрим следующий пример

Предположим, что нужно передать изображение, показанное на фиг. 11. Разделим это изображение на отдельные клеточки и начнем преобразование нашей картинки в электрический сигнал в следующем порядке.

Превратим сначала в электрический сигнал первую левую клеточку первого ряда клеток, на которые мы разбили передаваемую картинку. Она чисто белая, и мы получим большой электрический сигнал. После этого преобразуем


е-



в электрический сигнал вторую клеточку этого же ряда, затем третью, потом четвертую и т. д. до тех пор, пока не дойдем до последней клеточки, имеющейся в первом ряду. Все они белые, и соответствующие им сигналы будут одинаковыми. Перейдем теперь на второй ряд и пройдем по нему в таком же порядке, как и по первому ряду. Здесь мы встретим квадратики, которые можно назвать серыми, и созданные ими сигналы будут

Бе/1ое Серое

г/л


Изменение злектричесного сигнала вдоль ряда (*) фиг.И

Фиг. 12. Изменение электрического сигнала вдоль ряда* фиг. 11.

соответственно меньше, чем от белых квадратиков. Преобразовав в электрический сигнал все квадратики (клеточки) второго ряда, сделаем то же самое с третьим их рядом, затем с четвертым, после с пятым, с шестым, седьмым и т. д., пока не придем к последнему правому квадратику последнего их ряда. От каждого из наших квадратиков мы будем, проходя по ним, получать электрический сигнал, величина которого находится в полном соответствии с его оттенком: от черного квадратика - самый маленький электрический сигнал, от белого квадратика - самый большой электрический сигнал и от промежуточных по оттенку между черным и белым, квадратиком - сигнал какой-то средней величины, большей или меньшей, в зависимости от того, к чему ближе оттенок данного квадратика: к черному или к белому. Для примера изменение электрического сигнала, полученного при преобразовании в этот сигнал первых квадратиков одного из рядов фиг. 11, отмеченного значком*, показано на фиг. 12.

Остановимся пока на этом и посмотрим, как можгю будет использовать такой сигнал после того, как он будет принят телевизором.

Разделим мысленно экран телевизора на столько же отдельных квадратиков, на сколько была разделена передача-емая нами картинка, и пусть по приходе от телевизионного центра электрического сигнала от первого квадратика на экране будет светиться только то его место, какое занимает на нем первый квадратик первого ряда, полученный нами

от мысленного деления экрана. Принятый телевизором электрический сигнал от второго квадратика первого ряда пусть засветит второй наш мысленный квадратик на экране телевизора, сигнал от третьего квадратика первого ряда пусть засветит третий квадратик первого ряда, на которые мы разбили наш экран, и т. д., квадратик за квадратиком, в том же порядке, в каком шло нреобразование в электрический сигнал отдельных квадратиков передаваемой по телевидению картинки.

Мы уже знаем, что свечение экрана телевизора соответствует величине принятого от телевизионного центра электрического сигнала, а этот сигнал пропорционален оттенку того места передаваемой картинки, от которого он получен. Это значит, что каждый условный квадратик экрана будет иметь такой же оттенок свечения, какой имеет соответствующий квадратик передаваемой картинки.

Теперь предположим, что преобразование отдельных квадратиков передаваемой картинки в электрический сигнал и, следовательно, засветка отдельных условных квадратиков экрана производятся очень быстро, настолько быстро, что наш глаз видит свечение первого квадратика первого ряда (хотя тот уже перестал светиться) до тех пор, пока засветился последний квадратик последнего ряда. Это значит, что он тем более будет видеть свечение всех остальных квадратиков и ему, т. е. нашему глазу, покажется, что одновременно светится весь экран телевизора. А так как свечение каждого квадратика на экране будет таким же, как и оттенок соответствующего квадратика на передаваемой картинке, то естественно, что наш глаз, видя все квадратики как бы светящимися одновременно, увидит саму передаваемую картинку.

Если, покончив с преобразованием в электрический сигнал последнего квадратика последнего ряда передаваемой картинки, вновь вернуться к ее началу и повторять процесс последовательного обхода составляющих эту картинку квадратиков еще и еще раз, то на экране телевизора мы все время будем видеть эту картинку перед глазами так, как будто она действительно на нем существует.

Если картинка не неподвижна, т. е. если составляющие ее предметы перемещаются, двигаются, то соответственно будет меняться и оттенок отдельных квадратиков, а полученный от них электрический сигнал заставит в таком же порядке меняться в интенсивность свечения отдельных



квадратиков на экране телевизора, что создаст у нас с Вами впечатление движения, и входящие в передаваемую картинку предметы будут на наших глазах двигаться так же, как они двигаются в оригинале, передаваемом с телевизионного ценгра.

Однако нужно признать, что глаз видит то или иное изображение, а, в нашем случае, ту или иную светящуюся точку, квадратик, или, по телевизионному выражению, элемент изображения , после того, как действительное свечение исчезло, не все время одинаково. С течением времени это запечатленное в глазу изображение постепенно тускнеет и, наконец, совсем гаснет. Поэтому естественно, что к тому времени, как на экране телевизора второй раз начиет све-тн1ься первый квадратик первого ряда, свечение этого квадратика -от первой его засветки станет казаться менее ярким, че.м оно было вначале, и может получиться, что видимое глазом свечение будет создавать впечатление мелькания.

Совершенно ясно, что чем меньше время, через которое вновь будет засвечен каждый квадратик экрана телевизора, тем меньше будет мелькание. Спрашивается, как часто нужно повторять периодическую засветку отдельных квадрати-.vOB для того, чтобы это мелькание стало незаметным. Оказывается, что наш глаз сохраняет увиденное им без за.мет-ной потери кажущейся яркости свечения от одной пятидесятой до одной двадцать пятой доли секунды. Это значит, что ес.Ш1 каждый квадратик экрана зажигать 50 раз в секунду, то этот квадратик будет казаться нашему глазу светящимся непрерывно.

Мы разбили нашу картинку на отдельные квадратики и при преобразовании этих квадратиков в электрический сигнал, равно как и при обратном преобразовании принятого телевизором электрического сигнала в картинку, как бы перескакивали с одного квадратика на другой. Такой пе-1)сход с квадратика на квадратик осуществить хотя и возможно, но очень трудно. Весь процесс как прямого, так и обратного преобразования значительно упрощается, если переходить с одного квадратика на другой вдоль каждого ряда не скачком, а плавно, постепенно, т. е. если двигаться ндоль каждого ряда квадратиков с постоянной скоростью. В этом случае не будет, конечно, отдельных квадратиков: место них появится просто линия, но зато не будет и резких границ между квадратиками. Переход от одного квад-1)атика (от одного элемента изображения) к друго.му будет 18.

постепенным, и на экране телевизора мы получим линию с постепенно меняющимися оттенками свечения, меняющимися точно так же, как эти оттенки чередуются в передаваемом изображении, т. е. получим на экране то, что в телевизионной технике называют строкой изображения или просто строкой.

Легко понять, откуда появилось такое название. Положите перед собой раскрытую книгу и проследите, как Вы читаете какую-либо ее страницу. Вы читаете первую строку от его левого до правого края, зате.м быстро переводите взгляд на начало второй строки и проходите взглядом по этой строке до ее конца, затем возвращаетесь к началу третьей строки и т. д. до тех пор, пока не прочтете последнюю букву последней строчки. Разве это не похоже на то, как преобразовываются в электрический сигнал отдельные квадратики передаваемой картинки, играющие в ней ту же роль, что и буквы на читаемой Вами странице, и как производится обратное преобразование электрического сигнала в свечении экрана. Порядок один и тот же, и поэтому имеются все основания назвать наши ряды квадратиков, проходимые последовательно с постоянной скоростью, строками или строчками.

Продолжая аналогию дальше, можно было бы назвать полное число всех строчек, на которые разделяется картинка, страницей . Однако такое название менее удачно, чем название строка , и телевизионная техника называет полное число строк кадром , заимствуя это более удачное наименование из техники кинематографии.

Весь процесс преобразования картинки в электрический сигнал от строки к строке и от кадра к кадру и процесс обратного преобразования в том же порядке электрического сигнала в свечение экрана телевизора в телевизионной технике называют процессом развертки или просто разверткой изображения и, соответственно этому, строку изображения называют строкой развертки и кадр изображения - кадром развертки.

СЕРДЦЕ ТЕЛЕВИЗОРА

Всмотритесь в экран включенного телевизора, когда на нем нет никакой картинки. Присмотревшись внимательно. Вы заметите, что свечение экрана не сплошное по всей поверхности, а весь экран покрыт отдельными, очень тонки.ми 2* 19



1 2 [ 3 ] 4 5 6 7 8 9 10