Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Управляемые энергетические установки 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

Текущее положение вектора тяги Р(8) будет отличаться от начального Ро на величину АР(5), имеющую два взаимно перпендикулярных компонента Psm(o - 8)sin8 и Psm(o - е)(1 - cos 8). Про-екЩ1И вектора тяги на оси координат будут состоять из трех составляющих:

[Ро, Posin(o - 8)sin6 и Posin(o - 8)(1 - cos8)];

Рх = Po[cos8 - sin о sin (о - 8) (1 - cos 8)];

Ру = -Po{sin8CosY + sin(o - 8)[sin8sinY + (1 - cos 8) cost) cos у]};

Pz = -Po{sin8siny - sin(o - 8)[sin8cosy - (1 - cos 8) cos о sin y]}.

В преобладающем большинстве случаев 8 = у = О, т.е.

P,= = [l-sin2u(l-cos8)],

Ру =- = -0,5sin2u(l-cos8), (4.1)

- р

Р, =- = sin2usin8.

Анализ вышеприведенных зависимостей свидетельствует о том, что:

для изменения (уменьшения) модуля тяги необходимо применение четырех ВУС с вращением их попарно навстречу друг другу, чтобы не возникали паразитные возмущения в каналах тангажа, рыскания и крена;

диапазон регулирования (вплоть до реверса тяги) обеспечивается соответствуюсцим выбором угла наклона оси вращения о;

зависимость изменения модуля осевой тяги от угла поворота весьма нелинейна (в области 8 О и 8 я близка к квадратичной, в области 8 - 0,5я практически линейна);

наличие начальных углов отклонения ВУС для управления вектором тяги весьма осложнит алгоритм управления при регулировании модуля тяги.



При Проектировании и экспериментальной отработке управляюпщх сопл особое внимание уделяется задаче получения минимального значения величины суммарного шарнирного момента (Мш). От величины Мщ непосредственно зависят мощность и масса рулевого привода, а также чувствительность системы управления к действующим на ракету возмущениям.

Величина суммарного шарнирного момента, действующего на привод ВУС, определяется по известной формуле

М^ = + Mj + + Mj М^, (4.2)

где Мтр - момент трения; Л/дан - динамический момент; Мд - момент демпфирования; Мдб - момент дисбаланса; - момент асимметрии.

Вращающееся управляющее сопло с наклонной осью вращения, имеющее разъем в дозвуковой части, обладает рядом особенностей. В связи с чем применение известных методов исследования моментных характеристик и его расчета затруднительно. Рассмотрим составляющие суммарного шарнирного момента. Момент трения подвеса сопла состоит из следующих составляющих: момента трения уплотнения и подшипника, моментов вязкого трения промежуточных уплотнений.

Момент трения уплотнения вызван взаимодействием контактирующих колец торцевого уплотнения и определяется формулой

Мр.уп = 2п/тр,упКрр к ср > (4-3)

где frp,yn - коэффициент трения контактирующих пар; р - давление уплотняемой среды; г^, 6к - соответственно средний радиус и ширина контактирующего пояска; - коэффициент разгрузки уплотнения.

Момент трения подшипника определяется эмпирической зависимостью

5[AB)Qa, (4.4)

где Q *- нагрузка, действующая на подшипник; а - расстояние между центрами тел качения в плоскости симметрии подпппшика;



Ау В - коэффициенты, зависящие от характера нагружения подшипника.

Как показали опыт отработки подвеса ВУС и результаты экспериментально-теоретических исследований его шарнирного момента, величины моментов вязкого трения и промежуточных уплотнений по сравнению с моментами трения уплотнения и подшипника пренебрежимо малы. Величина динамического момента сопла определяется формулой

А/дин=Л8. (4.5)

здесь 5 - угловое ускорение сопла; Jc - момент инерции сопла относительно оси вращения, определяемый выражением

J.-JLM,ri, (4.6)

где Mky Гк - соответственно масса -го элемента сопла и его расстояние до оси вращения.

Анализ массы элементов конструкции ВУС, формирующих его газовый тракт, проводился для углепластика УП-ТМП-ЗНО. На рис. 4.17 представлены результаты расчета момента инерции вращающейся части сопла относительно оси его вращения для различных значений углов наклона оси вращения и радиуса критического сечения сопла. Здесь даны эти же зависимости при наличии в газоходе подвижной части сопла вольфрамовой облицовки, толщина которой принималась - 3 мм (пунктирные линии). Момент демпфирования определяется выражением

где т - расход продуктов сгорания через сопло; рс - расстояние от точки пересечения оси вращения с осью сопла до его среза; 6 -скорость вращения сопла.

Момент дисбаланса ВУС, расположенного в плоскости стабилизации I - П1, определяется выражением



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 [ 79 ] 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153