Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Управляемые энергетические установки 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

изменяемыми параметрами приближается к эффективности маршевых РДТТ (в частности, в связи с возможностью применения высокотемпературных топлив);

газобаллонные ЭУТТ. Характеризуются тем, что практически не имеют переходных процессов. Обеспечивают возможность длительной работы ЭУТТ с суммарным временем включений, во много раз превышающим время горения заряда с минимально возможной скоростью горения. (Пример безредукторной газобаллонной ЭУТТ представлен на рис. 3.31. Примеры редукторных газобаллонных ЭУТТ представлены на рис. 2.12,10.16,10.19 ... 10.21.);

ЭУТТ с подачей твердого топлива в камеру сгорания. Существование многочисленных аналогов в области артиллерий-ско-стрелкового вооружения не снижает экзотичности данной идеи. И все же эти ЭУТТ могут находить применение, например, в виде перезаряжаемого плазмогенератора магнитогидродинамиче-ской (МГД) установки;

ЭУТТ с комбинированным управлением. Различные комбинации управляемых ЭУТТ, управление одной ЭУТТ несколькими управляющими элементами с различными физическими принципами позволяют усилить управляющий эффект, добиться требуемой циклограммы работы, п^ировать побочные негативные эффекты обособленного применения каждого из управляющих элементов;

Регулируемые ЭУТТ. Строго говоря, данные ЭУТТ относятся к классу управляемых весьма условно. Однако именно развитие способов предстартовой настройки, программирования изменения параметров ЭУТТ в процессе работы привело к появлению управляемых ЭУТТ.

Для различных способов управления энергетическими параметрами целесообразно использование различных специальных твердых ракетных топлив, свойства и характеристики которых, как правило, отличаются от традиционных ТРТ, используемых в маршевых (неуправляемых) РДТТ (см. рис. 1.1). Необходимо отметить, что в отличие от м^шевых РДТТ, использующих высокотемпературные, топлива (Г> 3000 ... 3800 К), среди управляемых ЭУТТ существует устойчивая тенденция использования низкотем-



пературных безметальных ТРТ (Г < 2200 К). Это связано с проблемами работоспособноста управляющих элементов в условиях высоких температур, эрозионного воздействия конденсированной фазы продуктов сгорания (К-фазы), проблемами зашлаковки, а также с необходимостью точного выдерживания размеров управляющих элементов в течение всего времени работы. Примером эффективного использования высокотемпературных ТРТ являются ЭУТТ с дис1фетно изменяемыми выходными параметрами.

В ряде схем ЭУТТ могут найти применение топлива с высоким давлением дефлаграции (минимально возможное стащюнар-ное давление, при котором еще идут устойчивые процессы горения топлива), а также топлива принудительного горения. В ЭУТТ раздельного снаряжения используются заряды с нестехиометриче-ским составом. Пастообразные и порошкообразные топлива допускают регламентированную (управляемую) подачу в камеру сгорания, т.е. управление, аналогичное управлению ЖРД.

Основными техническими параметрами управляемых ЭУТТ являются:

суммарный импульс тяги ~ !S который является

/=10

основополагающей характеристикой всякого двигателя, предназначенного для сообщения полезной нагрузке разгонного (тормозного) импульса (на рис. 1.4 /i - это площадь заштрихованной фигуры);

п

масса снаряженной ЭУТТ = - ~ тав-

ляющая общей массы ЭУТТ (масса конструкции Мк, масса привода, специальных систем, масса топлива Мт, масса расходуемых материалов и т.д.);

глубина регулирования тяги или расхода продуктов сгорания (или просто глубина регулирования)




Рис. 1.4. Характер изменения тяги и переходные процессы для ЭУТТ с регулируемым сечением сопла

где Ртж, Рщал, гН, гп - значсния тяги и расхода продуктов сгорания на предельных ретсимах работы двигателя соответственно;

диапазон регулирования Рщах ... Ртп imax--тт) для двигателей с обнулением и реверсом тяги;

время переходного процесса /дп (см. рис. 1.4), т.е. время перехода ЭУТТ с одного режима работы на другой, которое может зависеть от глубины регулирования, показателя v при оперативном управлении. В качестве параметра, характеризующего ЭУТТ с оперативным управлением, /д.п - это минимально возможное время перехода при максимально неблагоприятных (но возможных) условиях;

число включений установки за время полета объекта, характер требуемой циклограммы (направленность и количество переходов с режима на режим);

удельный имг^льс тяги /уд;

коэффициент массового совершенства а, равный отношению массы конструкции ЭУТТ к снаряженной массе топлива;



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153