Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Управляемые энергетические установки 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153

0,5 + а + -

удп.н

(9.3)

На рис. 9.1 представлена зависимость от /уд при а = 0,4 и различных уровнях удельных затрат тяги на разгон полезной на-

грузки (т.е. приращения скорости полезной нагрузки)

(м/с).

П.Н

ИЗ которой следует, что повьппение /уд топлива особенно эффективно при больпшх значениях требуемого относительного разгонного импульса.

К такому же выводу можно прийти путем следуюпщх рассуждений:

1. Баллистическая эффективность ракетного двигателя определяется степенью полезного использования заданного (располагаемого) суммарного разгонного импульса тяги /х, т.е. непосредственно на разгон полезной нагрузки.

2. Чем больше удельный импульс тяги двигателя, тем меньше необходимый для реализации / запас топлива, тем меньше масса всего двигателя, тем большая часть h потратится на разгон полезной нагрузки.

3. Когда масса топлива, пропорциональная /х, мала по сравнению с массой полезной нагрузки А/пн ее влияние на распределение h между двигателем и полезной нагрузкой минимально.


10000 м/с ООО м/с

1000 м/с

1000

2000

3000

Рис 9.1. Зависимость коэффициента баллистической эффективности от /уд и Ми..



(р -р

max mm

(Р Л-Р max mm

Р -Р - тах imm. /954

Р +Р max mm

На рис. 9.2 представлен характер изменения рассмотренных

выше критериев (коэффициентов) эффективности управления {Р

и ЛГр) в зависимости от отношения (для нерегулируемых дви-

-тах

Р Р

гателей -= 1, для двигателей с обнулением тяги = 0).

тах тах

Для газогенерирующих установок вышеизложенное в части эффективности управления остается в силе при замене тяги Р на массовый расход (w), т.е.

Для ЭУТТ, использующихся в качестве газогенераторов (с целевой функцией - энергией произведенного газа), основной коэффициент эффективности будет иметь вид

М^+М^ 1 + а

где АГпс - коэффициент полноты сгорания топлива.

Эффективность управления (регулирования) принято оценивать прежде всего глубиной регулирования Р , под которой понимается отношение тяги двигателя на максимальном режиме (Ртах) к тяге двигателя на минимальном режиме {Рщ:

Р=:, (9.5)

Однако такое определение эффективности управления нельзя признать подходящим, объективным и универсальным. Так, например, для класса УЭУТТ с обнулением тяги Р = со,

Логичнее глубину (эффективность) управления модулем тяги характеризовать коэффициентом регулирования АГр, представляющим собой отношение диапазона регулирования к номинальному (среднему) значению тяги, т.е.



0Д5 0,5 0,75 PrJP

Рис. 9.2. Зависимость вариантов коэффициента баллистической эффективности от соотношения PnaJPnua

ш = --

ьг шах ~min

--

max mm

(9.7)

Длительность переходных (с одного режима на другой) процессов в абсолютных значениях не имеет особого смысла при оценке динамических характеристик УЭУТТ. Переходный процесс длительностью 2 с выглядит совершенно различно для УЭУТТ с временем работы 5 и 50 с при глубине регулирования (АГр) ОД и 1 соответственно. Так же как и точность реализации параметров режима (величина забросов), воспроизводимость от опыта к опыту и в процессе работы РЭУ характеризуется суммарными отклонениями

от расчетного режима АР = - {/Sm =-). Поэтому для оценки

Р т

динамических характеристик УЭУТТ предлагается комплексный безразмерный коэффициент динамичности, учитывающий как точность реализации параметров, так и время работы РЭУ:

/(1-АР) 1-АР

(9.8)



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153