Снос зданий:
ecosnos.ru
Главная  Устройство детекторного приемника 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

ного контура с конденсатором переменной емкости (фиг. 55. К катушке Li приемного контура мы приблизим другую катушку -La и получим трансформатор с двумя обмотками: Li и L2. Если в катушке L\ проходит переменный ток, то блаюдаря явлению индукции на зажимах катушки L2 также возникнет электродвижущая сила той же частоты и того же характера, что и в первичной катушке Li. Катушка Li будет действовать на катушку L2 индуктивно, и поэтому юворят, что между катушками L\ и L2 существует индуктивная связь. Ино1ла эту связь называют трансформаторной, так как катушки Li и L2 представляют собой.

о о^г 2 О О

jf.-/ S-


Фиг. 56. Автотрансформаторная связь равноценна индуктивной.

В сущности, две обмотки трансформатора. При помощи индуктивной связи можно извлечь колебания из приемного контура и направить их в цепь детектора и телефона, если к концам катушки L2 присоединить детектор и телефон. Такой приемник называют приемником с индуктивной детекторной связью.

Теперь представим себе, что в трансформаторе, состоящем из катушек Li и (фиг. 56,а), мы совместили катушку L2 с частью катушки L\ (фиг. 56,6). От того, что часть витков обеих обмоток трансформатора будет общая, картина не изменится. Мы попрежнему будем иметь трансформатор, и если через обмотку Li, т. е. через зажимы 1-2 (фиг. 56,6) будет проходить переменный ток, то на зажимах обмотки L2, т. е. на зажимах 3-4, возникнет переменная электродвижущая сила, и в цепи, присоединенной к зажимам S-4, будет проходить переменный электрический ток. Такой трансформатор, в котором часть витков у обмоток общая, называется автотрансформатором. Схема приемника с автотрансформаторной связью изображена на фиг. 57.



Можно трансформатор устроить таким образом, чтобы обе обмотки его: L\ и L2 (фиг. 58,а) были совершенно одинаковы (имели бы одинаковое число витков). Точно так же и автотрансформатор может иметь в своих двух обмотках (хотя эти обмотки и слиты в одну) одинаковое число вит-


Фиг. 57. приемник с автотрансформаторной связью.

О

о

т

О О

Фиг. 58. Непосредственная связь детекторной цепи с приемным контуром является частным случаем автотрансформаторной связи.

ков; тогда этот автотрансформатор будет иметь вид, изображенный на фиг. 58,6. В суш^ности, это одна катушка, к которой присоединены две цепи: цепь первичного тока, присоединенная к зажимам 1-2, и цепь вторичного тока, присоединенная к зажимам 3-4, Но эта катушка действует, как и всякий автотрансформатор (а, следонательно, как

и тран£х})орматор воэбще). Если через зажимы 1-2 пропустить переменный ток, то в цепщ присоединенной к зажимам а 3-4, также будет проходить

7т а переменный ток. В общем все

будет происходить так же, как и при трансформаторе, имеющем две одинаковые обмотки. Сле-донательно, таким автотрансформатором, состоящим из одной катушки, можно также воспользоваться для связи колебательного контура с детекторной цепью. Такая связь приемного контура с детекгор-ным изображена на фиг. 59.

У читателя может возникнуть вопрос: зачем же в таком случае вообще нужна катушка индуктивности в приемнике? Но эта катушка служит не только для связи с детекторной цепью, она вместе с тем входит в приемный контур и позво-


Фиг. 59, Приемник с непосредственной связью.



Met настроить этот контур на приходящие колебания. Если бы этой катушки не было, то в приемнике вообще не было бы колебательного контура, который мы могли бы настраивать на нужную станцию. Таким образом, в схемах с автотрансформаторной связью одна и та же катушка служит катушкой индуктивности приемного контура и катушкой связи с детекторной цепью.

22. ПЕРЕМЕННАЯ ДЕТЕКТОРНАЯ СВЯЗЬ

Типы детекторной связи, которые мы описали выше, отличаются одной общей чертой: связь между приемным контуром и детекторной цепью остается всегда одна и та же, и из энергии колебаний, происходящих в приемном контуре, в детекторную цепь всегда попадает определенная доля, соответствующая данной связи. При постоянной детекторной связи мы не можем по своему желанию изменять величину той доли энергии колебаний, которую потребляет детекторная цепь. Между тем, очень важно иметь возможность изменять величину детекторной связи, и вот почему.

При сильной детекторной связи детекторная цепь отнимает у приемного контура много энергии, т. е. вносит в него добавочные потери энергии, и поэтому уменьшается острота настройки приемного контура. Если мы хотим (в случае помех со стороны других станций) увеличить остроту настройки приемника, то нужно иметь возможность ослабить детекторную связь. При этом, хотя и уменьшится слышимость станции, однако вследствие увеличения остроты настройки еще больше уменьшится слышимость мешающих станций, так как они при увеличении остроты настройки становятся слышны относительно (по сравнению с принимаемой) все слабее и слабее (ибо при уменьшении затухания амплитуды мешающих станций, хотя и возрастают, но в гораздо меньшей степени, чем амплитуда той станции, на которую приемник настроен). Вот почему во многих детекторных приемниках детекторная связь делается переменной.

В приемниках с индуктивной (трансформаторной) связью, катушки трансформаторов Li и 2 (фиг. 60) устраиваются таким образом, чтобы их можно было сдвигать и раздвигать (на чертежах это принято обозначать стрел-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44